Ошибки мышления человека

Ошибки мышления человека

Стереотипы и связанные с ним ошибки мышления

Давайте проведем небольшой эксперимент.

Представьте представим себе некую девушку 32-х лет. Она не замужем, открытая, умная, увлекается философией и зовут ее Дженнифер. Когда-то во времена учебы в вузе она была активисткой. Ее занимали такие вопросы как притеснение людей на национальной почве, а так же влияние строительства атомных станции на экологическую обстановку в мире.

Представили?

А теперь выберете, пожалуйста, из трех пунктов, один, который наиболее точно характеризует эту девушку. Итак:

  1. Она отличная рассказчица анекдотов.
  2. Она отличная рассказчица анекдотов, она борется за права женщин в мусульманских странах.
  3. Она отличная рассказчица анекдотов, она борется за права женщин в мусульманских странах, обожает детишек и мороженное.

Подобный эксперимент провели исследователи из штата Теннеси. Большинство людей — более 85% — выбрали третий вариант, как наиболее верный.

Хитрость теста, по мнению ученых, заключалась в том, что первый вариант повторяется в остальных, а второй – в третьем. Наш мозг воспринимает повторяющуюся фразу как некий сложившийся стереотип. А фразы, которые не повторялись были восприняты людьми как интересные детали.

Вывод: все мы подвержены стереотипам.

А вы? Какой вариант выбрали вы?

Тело пловца

Как вы думаете, если с детства заниматься волейболом или баскетболом, можно ли стать таким же высоким, как профессиональные спортсмены? Что-то внутри нас искренне в это верит, не правда ли?

Однако, если вам не даны от природы широкие плечи, развитая грудь и узкая талия, то едва ли вы их обретете, занимаясь плаваньем. В большинстве видов спорта, да и не только в спорте, все то же самое.

Но мы продолжаем верить. И эту иллюзию называют «Тело пловца».

Потери и ошибки, к которым они ведут

В США провели эксперимент.

Людям в аудитории предложили представить, что они заплатили за путевку на горнолыжный курорт в штате Мичиган 100 долларов. А позднее нашли более интересный вариантов Висконсине, а кроме того он оказался вдвое дешевле и ближе. Людям задали вопрос, возьмут ли они билет в Висконсин, при условии, что уже купленный билет в Мичиган сдать нельзя. В оба места съездить нельзя, так как время на билетах совпадает.

Большинство людей из аудитории отказались покупать билет в Висконсин за 50 долларов. Это еще одна из ошибок мышления. Под угрозой потери мы руководствуемся текущими эмоциями.

Читайте так же:  Хотите подружиться с коллегами? Нет ничего легче!

Все ли познается в сравнении?

По результатам исследований американских психологов была выявлена еще одна распространенная ошибка нашего разума.

Покупателям предложили на выбор две шоколадки. Одна из них, не очень хорошего качества, стоила 2 цента, другая, нормального качества, — 14 центов. Руководствуясь соображениями здоровья, покупатели брали более дорогие батончики. Спустя некоторое время цены обеих шоколадок снизили на 2 цента. То есть первая стала абсолютно бесплатной, а вторая стала стоить 12 центов. Покупатели стали брать бесплатное лакомство, позабыв о ее возможном вреде для здоровья.

Как мы видим, никакой объективностью мысли здесь и не пахнет. Покупатели опираются лишь на эмоции, которые они испытывают, сравнивая цены шоколадок.

Еще один эксперимент. Людям предложили две бесплатные поездки на выбор: в Рим и в Париж. Все что нужно было сделать – выбрать город. Счастливчики долго выбирали и колебались, и их можно понять. Тогда экспериментаторы заявили, что в Риме за завтраки придется заплатить 2,5 евро, в то время как в Париже завтраки бесплатны. Это помогло людям определиться и выбрать Париж.

Не удивительно ли? Ни о каком кофе с булочкой до этого они и не думали. Но теперь эта незначительная мелочь стоимостью в 2,5 евро определила их выбор.

Колесо фортуны и ошибки положительных ожиданий

Вы когда-нибудь подбрасывали монетку, чтобы посмотреть, что выпадет: орел или решка?

Думаю, что ответ будет утвердительным.

Если вы подбросили монетку, скажем, 7 раз и все семь раз выпал решка, то какова вероятность , что на восьмой раз выпадет орел? Велика! – скажет большинство и допустит распространенную ошибку. Вероятность выпадения орла как при первом, так и при сто первом броске будет равна 50%. Потому что предыдущие броски никак не влияют на будущие.

Это отдельно взятые броски с вероятностью выпадения орла 50%.
Однако наше мышление стремится к положительным ожиданиям. И мы верим, сидя за рулеткой: «столько раз не везло – теперь-то уж точно повезет!»

Понравилось? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *